Цели исследования:
Описание конъюнктуры рынка, сегментация рынка, описание основных сегментов, выявление основных тенденций господствующих на рынке, описание основных производителей, проведение их конкурентного анализа, изучение ценовой конъюнктуры.
Период исследования: апрель-май 2008г.
Методика исследования: Desk Research, Аудит сетевой розничной торговли.
География исследования: г. Москва.
Источники информации: Торговые розничные сети сектора FMCG, ГКС, ФТС, USDA
Объем выборки: 120 торговых объектов в составе 30-ти розничных сетей.
Ключевые выдержки из исследования:
В структуре мировой торговли зерном доля пшеницы составляет более 50%. На протяжении уже нескольких десятков лет производство этого злака постоянно увеличивается, что связано с возросшим на 80% мировым потреблением пшеницы за последние тридцать лет.
В рейтинге стран-экспортеров пшеницы на первом месте – Канада, на втором – Австралия, на третьем – страны ЕС.
Мировое производство пшеницы дурум по прогнозу в 2008/09МГ сезоне составит около 35 млн. тонн, что почти на 4 млн. тонн больше, чем в 2007/08 МГ.
За семь из последних восьми лет показатели мировой выработки зерновых были ниже потребления.
Цены на пшеницу на мировых рынках с июня 2007г. продолжают расти значительными темпами, однако страны-импортеры вынуждены ввозить значительные объемы зерна.
С 1996-го по 2007 год объем внешней мировой торговли мукой снизился на треть, что является характерной чертой развития рынка муки в последние годы.
Доля макаронных изделий в общем товарообороте розничной торговли в РФ в 2006 году составляет 0,5%.
Самыми популярными местами покупки макаронных изделий являются продуктовый магазин, оптовый рынок и коммерческие павильоны (палатки).
Одна из основных тенденций отечественного продовольственного рынка, а именно — возрастание доли премиального сегмента — присуща также и сегменту макаронных изделий. Сегодня емкость премиум сегмента составляет около 40 тыс. тонн в год и сегмент продолжает расти.
Сегменты фасованных и нефасованных макарон ведут себя по-разному. Объем потребления весовых макарон (наиболее дешевый сегмент) падает, а фасованных (средний и премиальный сегменты рынка) — растет (приблизительно на 3% в год).
По общему уровню дистрибуции товарных групп макаронных изделий по количеству исследованных сетей безусловное преимущество имеет группа «Пшеничные», которая представлена во всех рассматриваемых сетях.
Лидерами среди торговых марок макаронных изделий в товарной группе «Пшеничные» по общему уровню дистрибуции среди исследованных сетей в Москве являются три марки - это «Макфа» - 92,59%, «Pasta Zara» - 77,78% и «Шебекинские» - 70,37%,
Производители в большей части выпускают макаронные изделия среднего ценового сегмента (от 30-40 руб. до 110-120 руб.), о чем свидетельствует наибольшее количество марок и SKU макаронных изделий, находящихся в этой категории.
По уровню дистрибуции торговых марок макаронных изделий в товарной группе «Рисовые» по количеству исследованных торговых объектов в г. Москве, лидером является марка «Cock» - 42,9%.
По общему уровню дистрибуции фирм-производителей макаронных изделий, по количеству исследованных торговых объектов в г. Москве, лидируют фирмы «Инфолинк» и «Макфа», с практически идентичными результатами.
Если в товарной группе «Рисовые» на каждого производителя приходится одна марка, то в группе «Пшеничные» этот показатель равен в среднем 1,6 марки на производителя.
Среди фирм-производителей, по количеству SKU, лидером является компания «Макфа», с показателем в 13,33%.
Среди производителей макаронных изделий, по количеству facing, можно выделить четыре компании, занимающие лидирующие позиции.
В структуре макаронных изделий по признаку «Гладкие» / «Рифленые», по количеству SKU, в разрезе товарных групп видно, что рисовые макаронные изделия с признаком «Рифленые» встречаются намного реже – 12,5%, чем в группе «Пшеничные» - 35,03%.
Что касается картонных упаковок, то здесь большая часть всех упаковок приходится на объемы 500 гр. и 250гр.
Структура макаронных изделий по признаку «Длинные»/ «Котороткорезанные» в разрезе товарных групп представляет собой обратно пропорциональное распределение. В группе «Пшеничные» доля макарон с признаком «Короткорезанные» составляет 71,38%, в то время как для группы «Рисовые» доля 75% приходится на макароны с признаком «Длинные».
По максимальному количеству визуализируемых объектов в товарной группе «Рисовые» лидером является сеть «Алые Паруса» с показателем в 18,5 мест в среднем на один торговый объект.
Фирмы производители макаронных изделий, не используют паллетную выкладку в группе «Рисовые».